Пояснительная записка
Программа развития Дворца юношеского творчества представляет собой нормативно-правовой документ, определяющий стратегию и основные направления преобразований в учреждении, и является особым управленческим инструментом, способствующим качественному изменению системы образования. В Программе изложена система действий, включающая цели, способы и условия реализации поставленных задач, а также ожидаемые результаты.
Данная Программа – результат интеграции усилий всех участников образовательного процесса в интересах развития учреждения.
Разработка Программы развития ДЮТ основывалась на результатах проведенного анализа современного состояния и актуальных проблем учреждения, изучения социального заказа детей, родителей, сложившейся социокультурной среды района и города.
Создание Программы развития ДЮТ продиктовано влиянием следующих внешних и внутренних факторов:
1. Изменение социально-экономических условий деятельности УДОД:
- возросли свобода выбора детьми и родителями направлений и направленностей образовательной деятельности.
2. Повышение требований к системе дополнительного образования:
- возросла ответственность учреждений за содержание и качество предоставляемых образовательных услуг;
- остро стоит вопрос с выявлением и предъявлением результатов дополнительного образования;
- усиливается воспитательная составляющая данной сферы образования.
Внутренние факторы:
1. Закончилась реализация предыдущей программы деятельности.
2. Произошло обновление управленческого состава учреждения.
3. Дворец перешел на хозяйственно-финансовую самостоятельность.
4. Учреждение получило статус районного опорного учреждения по методическому сопровождению и координации образовательных учреждений Выборгского района по направлениям воспитательной работы и развитию дополнительного образования детей.
Являясь организационным фундаментом деятельности учреждения на ближайшие 4 года, программа составлена на основе нормативных документов, определяющих государственную и региональную политику развития образования:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Национальная доктрина образования в РФ;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
- Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года;
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года;
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа – 2005-2010»;
- Концепция развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы;
- Программа развития системы образования Выборгского района Санкт-Петербурга 2006-2010 гг.
Цель Программы развития ДЮТ – создание условий для динамичного развития учреждения, обеспечивающего доступность, новое качество и эффективность дополнительного образования детей; построение деятельности с учетом накопленного опыта учреждения в освоении инновационных управленческих и педагогических технологий; повышение ответственности за конечные результаты.
Задачи:
1. Повышение эффективности образовательного процесса.
2. Укрепление материально-технической базы учреждения.
3. Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогических кадров.
4. Совершенствование системы управления.
Основные направления развития ДЮТ:
«Доступность, качество и эффективность образования»
Деятельность учреждения в данном направлении решает приоритетные задачи современной российской образовательной политики по обеспечению государственных гарантий доступности дополнительного образования детей и создания условий для повышения качества образования.
«Воспитательное пространство района»
Направление реализуется в рамках районной Программы развития образования в целях обеспечения самоопределения личности ребенка, создания условий для ее самореализации.
Организация взаимодействия семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений, общественных организаций, развитие дополнительного образования для творческой реализации личности, воспитания гражданина и патриота – таковы основные целевые установки данного направления деятельности.
«Профессиональная компетентность педагога»
Дальнейшее развитие ДЮТ, повышение доступности, качества и эффективности дополнительного образования, в большой степени, зависят от уровня профессионального мастерства, квалификации педагогических работников (педагогов, методистов, руководителей структурных подразделений, администрации). Поэтому данное направление деятельности приобретает особую актуальность и значимость.
«Управление качеством образования»
Данное направление решает задачи совершенствования системы управления учреждением и механизма реализации Программы развития, призванной обеспечить устойчивость в процессе изменений в учреждении. Создание эффективных путей взаимодействия всех участников планируемых преобразований становится одной из важнейших задач управления.
Этапы и механизмы реализации Программы развития ДЮТ
Среди ведущих механизмов реализации Программы приоритетными являются:
1. Программно-целевой подход в управлении.
2. Поддержка инновационной деятельности.
3. Привлечение целевого финансирования.
4. Совершенствование нормативно-правовой базы.
5. Разработка и реализация целевых проектов.
Реализация программы развития ДЮТ осуществляется поэтапно:
1 этап – проектировочный (2007г.)
- принятие решения о разработке Программы развития;
- создание и запуск организационного механизма разработки Программы;
- создание необходимых условий для работы;
- оценка достаточности ресурсного обеспечения, определение направлений
- дополнительного финансирования;
- разработка проектов программ развития структурных подразделений ДЮТ.
2 этап – подготовительный (январь-май 2008г.)
- анализ состояния социальной среды и социального заказа района;
- анализ состояния учреждения и оценка достижений потенциала
- педагогического коллектива;
- разработка модели будущего ДЮТ (проектов развития структурных подразделений);
- представление проектов на педагогическом совете;
- корректировка и доработка проектов;
- составление проекта Программы развития;
- презентация проекта Программы развития, его корректировка;
- утверждение Программы развития.
3 этап – реализации (2008-2011гг.)
- перспективное планирование реализации проектов Программы;
- поэтапная реализация проектов Программы;
- разработка показателей результативности;
- отслеживание результативности выполнения проектов;
- корректировка проектов.
4 этап – завершающий (итоговый, 2012г.)
- диагностика и анализ деятельности Дворца;
- анализ эффективности реализации Программы развития ДЮТ.
Характеристика современного состояния и актуальные проблемы развития ДДЮТ
Являясь многопрофильным учреждением дополнительного образования детей, ДЮТ на протяжении всей своей 80-летней истории играл и играет значительную роль в утверждении традиций и развитии районной системы дополнительного образования детей, формировании культурного и социального облика Выборгского района Санкт-Петербурга. Однако ДЮТ не только осуществляет образовательную деятельность по 10 направленностям и организует культурно-досуговую, познавательно-игровую деятельность для детей и подростков, но и:
- формирует систему гражданского и патриотического воспитания школьников района;
- поддерживает молодежные инициативы, детские общественные объединения и координирует деятельность ДОО «РВС»;
- способствует экологическому и семейному воспитанию детей и подростков;
- активно содействует развитию воспитательных систем в образовательных учреждениях района;
- в течение последних 5 лет является центром повышения квалификации специалистов дополнительного образования в районе.
На сегодняшний день не только по функциям, но и в нормативно-правовых актах за ДЮТ закреплен статус – ОПОРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЙОНА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И РАЗВИТИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
В учреждении отмечаются позитивные сдвиги в таких направлениях деятельности, как:
- повышение педагогической компетентности сотрудников, построение системы непрерывного образования;
- внедрение инновационных педагогических и информационных технологий;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг;
- повышение значимости диагностической работы в учреждении;
- развитие принципов межпрограммной интеграции, социализации обучающихся через творческую деятельность и воспитания средствами искусства;
- формирование системы конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников;
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей воспитанников;
- повышение эффективности работы в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности;
- выполнение функции информационно-методического и интеграционного центра для педагогов дополнительного образования и воспитательных служб образовательных учреждений района;
- сохранение традиций учреждения, бережное отношение к истории ДЮТ.
Основными достижениями ДЮТ можно считать:
- приобретение статуса опорного учреждения по методическому обеспечению и координации деятельности образовательных учреждений района по направлениям воспитательной работы и развитию дополнительного образования детей;
- сохранение широты и доступности спектра направлений дополнительной образовательной деятельности;
- сохранение, особенно актуального на сегодняшний день направления деятельности, как детское техническое творчество;
- программно-методическую обеспеченность образовательного процесса;
- сохранение традиций в организационно-массовой и культурно-досуговой сфере, бережное отношение к 80-летней истории Дворца;
создание новых традиций:
- системы повышения профессионального мастерства: проектов «Успех» и «Признание»;
- системы культурно-досуговых мероприятий: игр по истории и культуре Санкт-Петербурга и Выборгского района;
- мероприятий, направленных на повышение статуса семьи, толерантности, воспитание гражданина своей страны, пропаганду здорового образа жизни;
- реализацию дифференцированного, индивидуального подхода в обучении, создание условий для развития одарённых детей;
- высокий уровень удовлетворённости детей и родителей взаимоотношениями с педагогическим коллективом, содержанием и формами взаимодействия, позитивным эмоциональным фоном на занятиях, результатами занятий детей в ДЮТ;
- увеличение количественного состава участников воспитательного пространства района (97% образовательных учреждений, согласно договорам о совместной деятельности);
- сохранение позитивного микроклимата в педагогическом коллективе, направленность большинства педагогов на рост профессиональной и личностной компетентности;
- рост уровня программно-методического обеспечения образовательного процесса и компетентности педагогов в данной области;
- развитие системы воспитательной деятельности, ориентированной на гражданско-правовые и нравственные ценности;
- высокий уровень достижений детей в соревнованиях, конкурсах, выставках, предметных олимпиадах района и города;
- реструктуризация системы управленческой деятельности, определение приоритетного направления в системном подходе к управлению персоналом.
Самоанализ деятельности ДЮТ позволил не только выявить наиболее значимые результаты работы педагогического коллектива и позитивные сдвиги в отдельных направлениях работы, но и обозначил ряд проблем, которые и определили перспективы развития учреждения. Наиболее острые из них:
1. Дефицит высококвалифицированных педагогических и руководящих кадров.
2. Недостаточное количество образовательных и досуговых программ способствующих привлечению в ДЮТ детей старшего школьного возраста, молодежи.
3. Наличие стереотипов в педагогической практике (доминирование традиционных приемов и методов работы), отсутствие разнообразия форм дифференцированного обучения.
4. Отсутствие необходимых условий для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
5. Привлечение молодых педагогов-специалистов в разных областях детского творчества.
6. Отсутствие необходимых условий для развития отдела технического творчества.
7. Низкая мотивация участия педагогических работников в смотрах, конкурсах профессионального мастерства.
8. Не отвечающая необходимым требованиям система стимулирования и поощрения творческой педагогической деятельности.
9. Отсутствие финансирования затратоемких образовательных программ.
10. Отсутствие апробированного опыта работы с трудными подростками.
11. Недостаточная включенность детей и родителей в образовательный процесс.
Исходя из вышеизложенного, в программе развития ДЮТ определены 4 направления деятельности учреждения до 2012 года:
1. Доступность, качество и эффективность образования.
2. Воспитательное пространство района.
3. Профессиональная компетентность педагога.
4. Управление качеством образования.
Содержание Программы развития ДЮТ
НАПРАВЛЕНИЕ - «Доступность, качество и эффективность образования»
Задачи:
1. Развитие многовариантной сети дополнительного образования
2. Разработка и реализация программ дополнительного образования нового поколения, отвечающих запросам различных категорий детей и родителей
3. Совершенствование методического обеспечения образовательного процесса
№ |
Содержание деятельности |
Ожидаемые результаты |
1 |
Организация и проведение комплексных экологических исследований |
1. Расширение тематики исследовательских работ 2. Расширение спектра лабораторных и экспериментальных методов работы 3. Увеличение контингента воспитанников 4. Активизация деятельности районного ученического научного общества |
2 |
Создание нового творческого объединения «Молодежного театра» |
1. Увеличение контингента воспитанников среднего и старшего школьного возраста 2. Расширение форм студийной работы 3. Расширение спектра образовательных программ |
3 |
Создание на базе ДЮТ городского центра по робототехнике |
1. Развитие детского технического творчества 2. Включение детей старшего школьного возраста в процесс научно-технического творчества 3. Привлечение молодежи к развитию современных видов технического спорта |
4 |
Развитие туристско-краеведческой работы в коррекционных образовательных учреждениях района |
1. Обеспечение доступности получения дополнительного образования для слабослышащих детей 2. Создание системы стартов для детей с ограниченными возможностями |
5 |
Развитие туристско-спортивной работы в районе |
1. Расширение спектра соревнований по спортивному и туристскому многоборью 2. Внедрение водного туризма в туристских спортивных объединениях ДЮТ 3. Развитие спектра подводных соревнований для обучающихся в начальной школе |
6 |
Создание районного молодежного издательского центра |
1. Расширение форм работы с подростками и молодежью 2. Пропаганда научно-техническоготворчества 3. Разработка и апробация образовательных программ для развития технического творчества |
7 |
Пополнение УМК эколого-биологического отдела биологической коллекцией растений и животных |
1. Использование коллекций в рамках реализации образовательных программ экологической направленности 2. Увеличение контингента воспитанников среднего и старшего школьного возраста 3. Расширение тематики исследовательских работ |
8 |
Организация полевой экологической практики |
1. Привлечение старшеклассников к исследовательской деятельности 2. Развитие природоохранной деятельности |
9 |
Разработка и реализация программы развития детского технического творчества в районе |
1. Модернизация материально-технической базы ДЮТ 2. Создание условий для поддержки и развития технического отдела ДЮТ 3. Пропаганда детского технического творчества 4. Создание условий для привлечения молодых специалистов |
10 |
Совершенствование деятельности методического кабинета ДЮТ как ресурсного информационно-методического центра |
1. Сохранение и расширение фондов методической продукции 2. Организация издания печатной продукции методических материалов ДЮТ 3. Расширение информационного поля |
11 |
Организация системы электронного документооборота с образовательными учреждениями района |
1. Интеграция информационных ресурсов ДЮТ и района (РОО, НМЦ, МУК, ОУ, УДОД) 2. Своевременный учет действующих информационных потоков на основе единого стандарта приема-передачи данных 3. Координация деятельности между ОУ района |
12 |
Создание районных методических объединений педагогов дополнительного образования детей по направленностям образовательной деятельности, работающих на базах ОУ |
1. Развитие системы дополнительного образования детей на базах ОУ 2. Формирование единого образовательного поля УДОД и ОУ района |
13 |
Создание районного методического объединения руководителей методических служб УДОД |
1. Развитие системы дополнительного образования детей в районе 2. Координация действий УДОД в работе с ОУ района |
НАПРАВЛЕНИЕ - «Воспитательное пространство района»
Задачи:
1. Расширение воспитательного пространства района
2. Укрепление статуса районного опорного учреждения по методическому сопровождению и координации воспитательной работы
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области воспитания
4. Формирование системы гражданского и патриотического воспитания подростков, поддержки молодежных инициатив
№ |
Содержание деятельности |
Ожидаемые результаты |
1 |
Создание условий для эколого-просветительской деятельности |
1. Расширение биологической коллекции животных и растений 2. Увеличение количества участников районных эколого-просветительских мероприятий 3. Создание условий для содержания растений и животных 4. Повышение уровня экологического воспитания детей и подростков |
2 |
Организация полевой экологической практики |
3. Привлечение старшеклассников к исследовательской деятельности 4. Организация полезного досуга подростков 5. Развитие природоохранной деятельности 6. Оздоровление школьников |
3 |
Создание клуба юных знатоков истории, культуры и современности Санкт-Петербурга и Выборгского района |
1. Приобщение школьников района к изучению истории и культуры своего города и Отечества 2. Развитие детской творческой инициативы 3. Усиление социальной активности подростков и молодежи 4. Сохранение и приумножение культурного наследия |
4 |
Открытие скалодрома и роллердрома |
1. Организация полезного и активного досуга детей и подростков 2. Расширение спектра образовательных услуг 3. Пропаганда здорового образа жизни 4. Использование прилегающей к ДЮТ территории в воспитательных целях 5. Оборудование площадок скалодрома и роллердрома |
5 |
Включение педагогического коллектива и воспитанников Дворца в государственную программу «Семья» |
1. Расширение форм взаимодействия детей и взрослых 2. Формирование традиций семейного досуга 3. Повышение социально-общественной значимости семьи |
6 |
Сохранение и умножение традиций Дворца |
1. Расширение форм взаимодействия детей и взрослых 2. Расширение внешнего образовательного пространства 3. Повышение имиджа Дворца, престижа педагогической деятельности 4. Создание «Золотой книги ДЮТ» |
7 |
Реализация программы работы с заместителями директоров по воспитательной работе образовательных учреждений района |
1. Координация действий с РОО, НМЦ, МУК, ЦПМСС 2. Распространение передового педагогического опыта 3. Развитие воспитательных систем образовательных учреждений района |
8 |
Организация и проведение районного конкурса «Лучший классный руководитель» |
1. Совершенствование системы проведения районного конкурса классных руководителей 2. Обмен передовым педагогическим опытом 3. Стимулирование творческой педагогической деятельности 4. Отбор кандидатов на участие в конкурсе классных руководителей на Премию губернатора С-Петербурга |
9 |
Разработка и реализация программы годичных проблемно-целевых семинаров для классных руководителей ОУ района |
1. Оказание действенной научно-методической помощи классным руководителям 2. Использование новых форм работы с классными руководителями |
10 |
Организация работы районного методического объединения председателей классных руководителей ОУ района |
1. Повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений 2. Создание условий для обмена передовым педагогическим опытом |
11 |
Активизация работы школьных музеев и залов |
1. Создание условий для участия школьных музеев Выборгского района городской системе гражданского и патриотического воспитания школьников 2. Формирование районного информационного каталога школьных музейных фондов 3. Вовлечение школьников района в социально-полезную деятельность по пропаганде культурного и исторического наследия своей малой родины и Отечества 4. Подготовка юных экскурсоводов школьных музеев |
12 |
Поддержка детско-юношеского общественного движения «Ребята Выборгской стороны» |
1. Расширение численного состава участников движения 2. Воспитание активной гражданской позиции подростков 3. Поддержка молодежных инициатив 4. Реализация программы «Школа организаторского мастерства ²Лидер²» |
13 |
Координация реализации подпрограммы «Воспитательное пространство» в программе развития образовательной системы Выборгского района |
1. Организация и проведение соревнований, смотров, конкурсов и фестивалей детского творчества, направленных на гражданское и патриотическое воспитание школьников 2. Организация и проведение районных круглых столов с участием разработчиков проектов подпрограммы 3. Развитие воспитательного пространства района |
14 |
Совершенствование системы организации и проведения Спартакиады школьников Выборгского района по военно-прикладным и туристским видам спорта |
1. Расширение форм игровой деятельности со старшеклассниками 2. Распространение основ безопасного и здорового образа жизни среди подростков и молодежи 3. Создание условий для подготовки юношей к службе в армии |
15 |
Координация реализации подпрограммы «Воспитательное пространство района» программы развития образовательной системы Выборгского района до 2010 года |
1. Своевременный контроль и корректировка процесса реализации подпрограммы 2. Организация и проведение районных круглых столов разработчиков проектов подпрограммы |
НАПРАВЛЕНИЕ - «Профессиональная компетентность педагога»
Задачи:
1. Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогических работников
2. Включение педагогов в систему непрерывного педагогического образования
3. Поиск и привлечение молодых специалистов
4. Поддержка и стимулирование творческих инициатив педагогов
№ |
Содержание деятельности |
Ожидаемые результаты |
1 |
Организация и проведение смотров и конкурсов педагогического мастерства:
|
1. Освоение и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс 2. Расширение форм коллективного взаимодействия 3. Создание условий для стимулирования творческой педагогической деятельности 4. Повышение активности участия педагогических работников ДЮТ и ОУ района в смотрах и конкурсах педагогического мастерства |
2 |
Организация непрерывного образования педагогических работников ДЮТ и ОУ района как ресурса методической службы дополнительного образования детей |
1. Разработка и реализация образовательных программ по андрагогике 2. Создание кадрового ресурса методической службы дополнительного образования детей 3. Создание и реализация системы обучающих семинаров для педагогических работников ДЮТ и ОУ района |
3 |
Организация непрерывного образования руководящих работников ДЮТ как ресурса управления учреждением |
1. Разработка и внедрение системы мониторинга руководящих работников ДЮТ 2. Разработка и реализация образовательных программ по андрагогике 3. Повышение квалификации руководящих работников ДЮТ |
4 |
Совершенствование деятельности методического кабинета ДЮТ как ресурсного информационно-методического центра |
1. Сохранение и расширение фондов методической продукции 2. Расширение информационного поля 3. Создание условий для самообразования педагогических работников района 4. Создание площадки для производственной практики студентов РГПУ им Герцена и других учебных заведений |
5 |
Создание условий для издания методических материалов ДЮТ |
1. Распространение передового педагогического опыта 2. Сохранение методической продукции 3. Реализация бизнес-планов методического отдела ДЮТ |
6 |
Организация работы районных методических объединений педагогов дополнительного образования по направленностям образовательной деятельности. Организация работы районного методического объединения руководителей методических служб УДОД |
1. Координация совместных действий по развитию дополнительного образования детей в районе 2. Обмен передовым педагогическим опытом 3. Интеграция общего и дополнительного образования 4. Совершенствование программного обеспечения |
7 |
Организация и проведение педагогического исследования «Воспитательное пространство ДЮТ» |
1. Создание системы мониторинговых и диагностических исследований 2. Расширение воспитательного пространства 3. Развитие творческой педагогической инициативы |
НАПРАВЛЕНИЕ - «Управление качеством образования»
Задачи:
1. Создание условий для развития профессиональной компетентности руководящих работников.
2. Совершенствования системы управления
3. Овладение и применение эффективных способов управления
4. Разработка системы поддержки целевых проектов
№ |
Содержание деятельности |
Ожидаемые результаты |
1 |
Контроль реализации программы развития ДЮТ |
1. Своевременный анализ и корректировка процесса реализации программы 2. Контроль качества реализации проектов программы 3. Расширение внешних связей 4. Мобилизация финансовых ресурсов и обеспечение их целевого использования 5. Расширение деятельности в условиях хозяйственно-финансовой самостоятельности |
2 |
Разработка и реализация программы стимулирования и поощрения творческой педагогической деятельности в ДЮТ |
1. Активизация участия педагогических работников в смотрах, конкурсах профессионального мастерства 2. Разработка и применение критериев определения качественной профессиональной работы педагогических работников 3. Обеспечение систематического и своевременного принятия решений по вопросам поощрения сотрудников учреждения 4. Повышение качества, доступности и эффективности дополнительного образования и воспитания детей |
3 |
Модернизация материально-технической базы ДЮТ |
1. Повышение качества предлагаемых образовательных и досуговых программ 2. Обеспечение комфорта, технологической и эмоциональной привлекательности для детей, подростков и их родителей, а также удовлетворению растущих потребностей жителей района в образовательной сфере 3. Повышение имиджа ДЮТ, конкурентоспособности учреждения |
4 |
Организация и проведение в учреждении конкурса для руководителей среднего звена |
1. Разработка подходов рационального ведения необходимой документации. Определение единых требований к деловой папке руководителя 2. Разработка и использование требований к работе с портфолио руководителя |
5 |
Создание гибкой модели управления учреждением |
1. Расширение участия в управлении учреждением субъектов образовательного процесса 2. Использование потенциала соуправления, сотворчества, делового сотрудничества 3. Улучшение психологического климата в учреждении 4. Овладение психологическими методами управления |
6 |
Расширение спектра психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса |
1. Повышение социальной и педагогической компетентности педагогических работников, родителей, воспитанников 2. Развитие воспитательного пространства ДЮТ |
Для решения обозначенных Программой развития задач структурными подразделениями ДЮТ разработаны 23 проекта организации работы педагогического коллектива по представленным выше направлениям деятельности.
Программа развития принимается на педагогическом совете ДЮТ и утверждается директором учреждения.
Ход реализации Программы развития ежегодно обсуждается на педагогических советах. В результате обсуждения по решению педагогического совета ДЮТ в Программу могут вноситься корректировки и дополнения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные проекты Программы развития
(представлены в приложении)
Перечень проектов:
Отдел туризма, краеведения и спорта:
1. Реабилитационный туризм
2. Спортивный туризм
3. Спартакиада школьников
4. Мой город-Петербург
5. Скалодром и роллердром
Эколого-биологический отдел:
1. Экологическая лаборатория
2. Экологическая экспедиция
3. Зимний сад
4. Зоосад
Отдел технического творчества:
1. Робототехника
2. Медиа-центр
Отдел художественных жанров:
1. Молодежный театр
Отдел социально-культурной деятельности:
1. Моя семья – мое богатство
2. День рождения Дворца
Методический отдел:
1. Успех
2. Признание
3. Школа методиста
4. Школа администратора
5. Методический кабинет как ресурсный центр района
Административный аппарат:
1. В ногу со временем
2. Модернизация материально-технической базы
3. Деловая папка руководителя
4. Психология управления